НА ГЛАВНУЮ
О КОМПАНИИ
КАТАЛОГ
оборудования

БИБЛИОТЕКА
НОВОСТИ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
УСЛУГИ
КОНТАКТЫ
Яндекс цитирования
 

Библиотека


Авария на подстанции «Чагино»: сущность, причины, последствия.


Причины случившегося.

То, что произошло на подстанции «Чагино», было неожиданностью далеко не для всех. Еще в прошлом году "Вестник Мосэнерго" (№32 от 23 сентября 2004 года) опубликовал статью "Сверхконцентрация энергии", где написал о серьезных проблемах в системе электроснабжения столицы. О предкризисном состоянии энергетических систем Московского региона задолго до аварии говорили все заинтересованные лица - председатель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, мэр Москвы Юрий Лужков, руководители ОАО "Мосэнерго".Кроме того, информация эта была опубликована на официальном сайте "Мосэнерго". Автор пишет:"Москва - огромный центр концентрации энергии. Здесь, на сравнительно небольшой площади, сосредоточено огромное количество генерирующих источников, соткан "клубок" многочисленных связей 110, 220 и 500 кВ, в том числе 70 связей со смежными энергосистемами ОЭС Центра. В настоящее время, несмотря на сильное секционирование, токи короткого замыкания (ткз) в сетях достигли предельных отметок: 500 кВ - 32,7 кА, 220 кВ - 35,6 кА, 110 кВ - 37,6 кА. На многих подстанциях и электростанциях ткз превышают допустимые пределы по оборудованию: действующие выключатели не справляются с отключением, а почти все автоматические трансформаторы 500 кВ и 220 кВ в черте Москвы не выдерживают сквозных ткз».

«Из года в год степень вероятности аварии возрастает в разы, - признался "Известиям" первый заместитель гендиректора ОАО "Мосэнерго" Дмитрий Васильев, - 40-50% трансформаторных подстанций изношены.

Короткое замыкание на одной из подстанций "Мосэнерго" во вторник вечером вызвало каскадное отключение энергоснабжения практически на всей территории Москвы, а также в Московской, Калужской и Тульской областях. Что такое отключенный рубильник, прочувствовали на себе практически все жители этих регионов.

Через день энергетики распространили заявление, что каскадное развитие аварии удалось остановить. По их версии, причиной массового обесточивания стало короткое замыкание на Чагинской подстанции в районе Капотни, случившееся вечером во вторник. После этого начался пожар, который работники подстанции ликвидировали своими силами. А утром, когда москвичи стали собираться на работу, потребление электроэнергии возросло, и городские электросети, закольцованные в одну сеть, начали по очереди выходить из строя.

«Обычно в подобных случаях у нас предусмотрен резерв, - пояснил "Известиям" член правления РАО "ЕЭС" России Андрей Трапезников. - Но это высокотехнологичная сфера, и спрогнозировать каждый нюанс невозможно. Из-за аварии на сетях часть потребителей не получает энергию из своего источника и начинает получать ее из других. Что и произошло после выхода из строя "Чагино". Остальные станции не осилили нагрузку, на которую не были рассчитаны. В этом случае по технологии электростанция автоматически отключается в целях безопасности. Ситуацию осложнила жара - нам еще вчера докладывали, что из-за жары в ряде районов провисли провода.»

В итоге в 11.30 без электричества остались Южный, Юго-Восточный и Юго-Западный округа столицы. На улицах встали троллейбусы и трамваи, остановились в тоннелях поезда метро.

Хроника событий:

  • Вторник.
    • 20.56
      Возник пожар на трансформаторной подстанции Московского НПЗ на улице Чагинской. Через несколько минут была прекращена подача электроэнергии на МНПЗ.
  • Среда.
    • 8.00
      Энергетики докладывают об устранении аварии на Чагинской подстанции.
    • 11.00
      Каскадное аварийное отключение электричества в Москве, Калужской и Тульской областях, в 34 районах Подмосковья.
    • 11.30
      Из-за отключения электричества остановились все троллейбусы и трамваи в Южном,Юго-Восточном и Юго-Западном округах.
    • 11.35
      Отключено электричество на Люблинской, Замоскворецкой, Каховской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Бутовской линиях метро.
      Уже к 11.45 обесточенными оказались 6 линий столичной подземки. Пассажиров выводили по тоннелям в вестибюль станций, а оттуда - на улицу. Руководитель столичной подземки сначала пообещал восстановить движение к 15.00, но потом вообще перестал давать какие-либо обещания.
    • 11.45
      "Мосгортранс" подогнал к закрытым станциям 1200 автобусов .
    • 14.15
      На Волгоградском проспекте около дома № 49 по из-за аварии в канализационной системе из-под земли ударил фонтан воды. Затопленной оказалась часть Волгоградского проспекта.
    • 16.30
      Полностью восстановлено движение по Каховской линии метро.
    • 17.00
      Из 1500 светофоров столицы к работе удалось вернуть 1364. Возобновлено электроснабжение в половине из 28 обесточенных московских больниц.
    • 17.15
      Восстановлено электроснабжение в Марьино и Люблино.
    • 17.30
      Глава штаба по ликвидации последствий аварии Владимир Ресин заявил, что полностью восстановить электроснабжение в столице удастся лишь к 14.00 четверга.
    • 18.00
      В 14 районах Подмосковья восстановлено электроснабжение.

Последствия аварии

- В 11.40 на станции "Текстильщики" несколько раз моргнул свет, и поезда встали, - рассказывает очевидец случившегося Анатолий Седин. - Честно говоря, первая мысль была: опять теракт. Машинисты выскочили из вагонов, а десяток рабочих побежали вглубь тоннеля. О том, что поезда больше не поедут, стоявшим на перроне объявили только через 20 минут. Огромная толпа двинулась к выходу. На Волгоградском проспекте творился полный хаос. Сотни людей вышли на проезжую часть ловить машину, а переполненные автобусы выстроились вереницей, пытаясь протолкнуться к остановке.

- Несчастных случаев во время аварии у нас не было, - рассказал "Известиям" начальник ситуационного центра метрополитена Анатолий Парфенков. - Людей успели вывести из заблокированных поездов, и плохо никому из пассажиров не стало. Конечно, люди возмущены, но от нас здесь ничего не зависит. Электричество поездам дает город, а своей, резервной, подстанции у метро нет.

Для перевозки пассажиров по земле "Мосгортранс" выделил 1200 автобусов. Но передвигаться наземным транспортом по Москве тоже было невозможно. Из-за перебоев электроэнергии в большинстве районов Москвы выключились все светофоры и на улицах образовались огромные пробки.

Вместе с общественным транспортом на подмосковной железной дороге встали и электрички. Поезда остановились на Курском, Павелецком, Киевском, Белорусском направлениях Московской железной дороги и большинстве участков Большой московской окружной дороги. Из-за перебоев в электросетях многие москвичи не успели вовремя попасть в аэропорты. Скоростные поезда, курсирующие между Павелецким вокзалом и аэропортом "Домодедово", тоже остановились. Правда, сами аэропорты успели перейти на автономные системы энергоснабжения, и изменений в расписании вылетов не произошло.

Сбои в элетропитании и связи сделали невозможным проведение платежей во многих банках. Отделения кредитных учреждений в южных районах Москвы не работали (хотя не все в этом признавались). На несколько часов из-за ограничения доступа участников бирж к торгам была приостановлена работа рынков группы РТС и рынков ММВБ. Впрочем, к трем часам работа бирж восстановилась.

Согласно последней информации, размещенной на сайте ОАО «РАО ЕЭС России», Генеральный директор ОАО "Мосэнерго" Аркадий Евстафьев подал заявление об отставке. Причина отставки – неудовлетворительная оценка работы руководства ОАО "Мосэнерго", прозвучавшая со стороны Президента РФ Владимира Путина на заседании Совета Безопасности. Заявление об отставке также подал заместитель генерального директора ОАО "Мосэнерго" по экономике Владислав Назин. Временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО "Мосэнерго" назначен заместитель генерального директора ОАО "Мосэнерго" Владимир Чистяков .

Вывод:

О точных причинах случившегося и кто в этом виноват, решит компетентная комиссия. Но сейчас уже ясно, что основной причиной стал так называемый «человеческий» фактор, то есть халатность, повлекшая за собой все вышеперечисленные последствия; следует больше внимания стоит уделять закупкам нового оборудования и ремонту уже эксплуатируемого, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, подобной случившейся и предотватить их возникновение в будущем, которые могут привести к трагедии.

Давайте сделаем так, чтобы путь, согласно слогану ОАО «Мосэнерго» - «К свету, теплу и чистому воздуху», не был тернистым для потребителей!